Артёмовский колледж точного приборостроения

Официальный сайт ГАПОУ СО АКТП

Версия для слабовидящих

Влево
Вправо

Основные сведения

39.02.01 Социальная работа

Описание образовательной программы подготовки специалистов среднего звена  39.02.01 социальная работа

Аннотация.

Основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального образования ППССЗ специальности 39.02.01 «Социальная работа» реализуемая ГАПОУ СО «АКТП» по программе базовой подготовки на базе среднего общего образования и представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную с учетом требований рынка труда на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (СПО),утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 836 от 28 июля 2014 года.

ППССЗ включает в себя учебный план, рабочие программы дисциплин, профессиональных модулей, учебной и производственной практики и другие методические материалы, обеспечивающие качественную подготовку обучающихся.

ППССЗ ежегодно пересматривается и обновляется в части содержания учебных планов, состава и содержания рабочих программ дисциплин, рабочих программ профессиональных модулей, программы учебной и производственной практики, методических материалов, обеспечивающих качество подготовки обучающихся.

ППССЗ реализуется в совместной образовательной, научной,

производственной, общественной и иной деятельности обучающихся и работников колледжа.

1.2. Нормативные документы для разработки ППССЗ.

Нормативную правовую базу разработки ППССЗ составляют:

  • − Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-Ф3 от 29 декабря 2012 г.;
  • − Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
  • (Минобрнауки России) от 14 июня 2014 г. N 464 г. Москва «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»;
  • − Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего
  • профессионального образования» №1199 от 29 октября 2013г.
  • − Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об установлении соответствия профессий и специальностей среднего профессионального образования, перечни которых утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013г. №1199, и специальностям среднего профессионального образования, перечень которых утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.сентября 2009г. №355» № 632 от 5 июня 2014г.;
  • − Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации. «Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования» от 16 августа 2013г № 968.
  • − Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31января 2014г. «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования» утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 августа 2013г № 968;
  • − Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 октября 2010 № 12-696 «О разъяснениях по формированию учебного плана ОПОП СПО»;
  • − Разъяснения по формированию примерных программ профессиональных модулей среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального
  • образования, утвержденные Департаментом государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации 27 августа 2009 г.;
  • − Разъяснения по формированию примерных программ учебных дисциплин среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования, утвержденные Департаментом государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации 27 августа 2009 г.;
  • − Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
  • профессионального образования по специальности 39.02.01 «Социальная работа».

1.3. Общая характеристика ППССЗ.

1.3.1. Цель (миссия) ППССЗ.

ППССЗ имеет целью развитие у обучающихся личностных качеств, а также формирование общих и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности «Социальная работа».

Цель (миссия) ППССЗ по специальности 39.02.01 «Социальная работа» состоит в способности:

− приоритетного формирования практико-ориентированных знаний

выпускника;

− дать качественные базовые гуманитарные, социальные, экономические,

математические и естественнонаучные знания, востребованные обществом;

− подготовить специалиста к успешной работе в сфере профессиональной деятельности на основе гармоничного сочетания научной, фундаментальной и профессиональной подготовки кадров;

− создать условия для овладения универсальными и предметно-

специализированными компетенциями, способствующими его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда;

− сформировать социально-личностные качества выпускников:

целеустремленность, организованность, трудолюбие, коммуникабельность, умение работать в коллективе, ответственность за конечный результат своей профессиональной деятельности, гражданственность, толерантность;

повышение их общей культуры, способности самостоятельно приобретать и применять новые знания и умения.

1.3.2. Срок освоения ОПОП.

Получение СПО по программе подготовки специалистов среднего звена допускается только в образовательной организации.

Сроки получения СПО по специальности 39.02.01 «Социальная работа» базовой подготовки в очной форме обучения и присваиваемая квалификация приводятся в таблице 1.

Таблица 1

Уровень образования,

необходимый для приема

на обучение по ППССЗ

Наименование

квалификации базовой

подготовки

Срок получения СПО по

ППССЗ базовой

подготовки в очной

форме обучения

Среднее общее образование Специалист по

социальной работе

1 год 10 мес.
Основное общее образование 2 года 10 мес.

1.3.4. Особенности профессиональной образовательной программы:

Особенностью основной профессиональной образовательной программы специальности 39.02.01 «Социальная работа» является обучение в области гуманитарных, социальных, экономических, математических и информационных дисциплин с подготовкой в области информатики.

Большое внимание уделяется практике студентов, которые проходят учебную, производственную и преддипломную практику в течение всего периода обучения в организациях города и края.

При направлении на практику студенты получают задание, а после её

завершения представляют в колледж отчет о прохождении практики, дневник практики и характеристику с предприятия.

По завершению образовательной программы выпускникам выдаются

дипломы государственного образца.

В образовательном процессе с целью реализации компетентностного

подхода широко используются активные и интерактивные формы проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональной компетенций обучающихся, организован свободный доступ к ресурсам интернет, используются мультимедийные средства и тестовые формы контроля.

  1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВЫПУСКНИКА.

2.1. Область профессиональной деятельности выпускника.

Область профессиональной деятельности выпускников: организация и

проведение работ в различных сферах жизнедеятельности по оказанию социальной помощи нуждающимся.

2.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника.

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

  1. различные группы населения, находящиеся в трудной жизненной ситуации
  2. первичные трудовые коллективы.

2.3. Виды профессиональной деятельности выпускника.

Специалист по социальной работе (базовой подготовки) готовится к следующим

видам деятельности:

  1. Социальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами.
  2. Социальная работа с семьей и детьми.
  3. Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.
  4. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.
  1. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ППССЗ ПО

СПЕЦИАЛЬНОСТИ 39.02.01 «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА».

Результаты освоения ППССЗ определяются приобретаемыми

выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.

3.1. Формируемые компетенции.

Специалист по социальной работе (базовой подготовки) должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей

профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые

методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

OK 3 . Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в

профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды

(подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и

личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в

профессиональной деятельности.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным

традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по

отношению к природе, обществу, человеку.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

3.2. Виды профессиональной деятельности и профессиональные

компетенции:

  1. Социальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами.

ПК 1.1. Диагностировать ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов с

определением видов необходимой помощи.

ПК 1.2. Координировать работу по социально-бытовому обслуживанию

клиента.

ПК 1.3. Осуществлять социальный патронат клиента, в том числе

содействовать в оказании медико-социального патронажа.

ПК 1.4. Создавать необходимые условия для адаптации и социальной

реабилитации лиц пожилого возраста и инвалидов.

ПК 1.5. Проводить профилактику возникновения новых ТЖС у лиц

пожилого возраста и инвалидов.

  1. Социальная работа с семьей и детьми.

ПК 2.1. Диагностировать ТЖС семьи и детей с определением видов

необходимой помощи.

ПК 2.2. Координировать работу по преобразованию ТЖС в семье и у детей.

ПК 2.3. Осуществлять патронат семей и детей, находящихся в ТЖС

(сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж).

ПК 2.4. Создавать необходимые условия для адаптации и социальной

реабилитации различных типов семей и детей, находящихся в ТЖС.

ПК 2.5. Проводить профилактику возникновения новых ТЖС в различных

типах семей и у детей.

  1. Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

ПК 3.1. Диагностировать ТЖС у лиц из групп риска.

ПК 3.2. Координировать работу по преобразованию ТЖС у лиц из групп риска.

ПК 3.3. Осуществлять патронат лиц из групп риска (сопровождение,

опекунство, попечительство, патронаж).

ПК 3.4. Создавать необходимые условия для адаптации и социальной

реабилитации лиц из групп риска.

ПК 3.5. Проводить профилактику возникновения новых ТЖС у лиц из

групп риска.

  1. ДОКУМЕНТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И

ОРГАНИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

Содержание и организация образовательного процесса при реализации данной ППССЗ регламентируется календарным учебным графиком; учебным планом; рабочими программами учебных дисциплин; материалами, обеспечивающими качество подготовки и воспитания обучающихся; программами учебных и производственных практик;, а также методическими материалами, обеспечивающими реализацию соответствующих образовательных технологий.

4.1. Базисный учебный план.

В базисном учебном плане указываются элементы учебного процесса,

время в неделях, максимальная и обязательная учебная нагрузка,

рекомендуемый курс обучения утвержден Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 39.02.01 «Социальная работа», вступивший в силу с 28 июля 2014 г. № 836.

4.2. Календарный учебный график.

Календарный учебный график служит для организации учебного процесса при освоении ППССЗ для студентов и формируется на основе требований ФГОС СПО по специальности 39.02.01 «Социальная работа».

В календарном учебном графике указываются сведения о количестве недель отведенных на обучение, на учебную и производственную практику, на преддипломную практику, промежуточную итоговую аттестацию и государственную (итоговую) аттестацию, каникулы.

4.3. Учебный план.

Учебный план СПО регламентирует порядок реализации ППССЗ и

определяет качественные количественные характеристики ОПОП СПО:

− объемные параметры учебной нагрузки в целом, по годам обучения и по семестрам;

− перечень учебных дисциплин, профессиональных модулей и их составных элементов (междисциплинарных курсов, учебной и производственной практик);

− последовательность изучения учебных дисциплин и профессиональных модулей;

− виды учебных занятии;

− формы итоговой государственной аттестации, объемы времени,

отведенные на подготовку и защиту выпускной квалификационной работы.

Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся составляет 54

академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки.

Максимальный объем обязательной аудиторной учебной нагрузки

обучающихся при очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.

Обязательная аудиторная нагрузка предполагает лекции, практические занятия, включая семинары и выполнение курсовых работ.

Вариативная часть ОПОП сформирована с учетом возможности

расширения и углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части ОПОП, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с особенностями регионального рынка труда, а так же возможностью продолжения образования с учетом преемственности профессиональных образовательных программ различного уровня. Содержание вариативной части согласовано с работодателями.

Соотношение обязательной и вариативной части составляет около (70:30) от общего объема времени, отведенной на их освоение.

Объем и содержание учебного плана соответствует требованиям ФГОС СПО по специальности 39.02.01 «Социальная работа».

4.4. Рабочий учебный план.

В рабочем учебном плане указываются элементы учебного процесса,

время в неделях, максимальная и обязательная учебная нагрузка, курс обучения, распределение часов по дисциплинам, профессиональным модулям, дисциплины за счет резерва учебного времени, формы контроля.

4.5. Рабочие программы дисциплин.

Рабочие программы учебных дисциплин составляют традиционную содержательную основу ОПОП. Принципиальная особенность рабочих программ учебных дисциплин (модулей), практик в составе основной образовательной программы, реализующей ФГОС, состоит в их компетентностной ориентации. Это проявляется, прежде всего, в тесной взаимосвязи рабочих программ учебных дисциплин (модулей), практик, как между собой, так и со всеми системообразующими компонентами (разделами) ОПОП, реализующей ФГОС.В рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей сформулированы требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям. Основанием для разработки рабочей программы учебной дисциплины служит учебный план по направлению подготовки (специальности). В рабочей программе каждой дисциплины (модуля, курса) сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП с учетом профиля подготовки. Реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся по дисциплинам гуманитарного, социального и экономического, математического и естественнонаучного, профессионального циклов.

Поделиться в соцсетях: